Основным источником загрязнения воздушного бассейна в городах является автотранспорт, на его долю приходится до 70 % выбросов вредных веществ, (отработанные газы, топливные испарения и масла) что соответствует 86-92 т. в год. Существенно загрязнен воздух в центре городов и жилых массивах формальдегидом, фенолами, среднегодовое количество, которых превысило в 2,9 и 1,3 раза предельно допустимые нормы соответственно. Перевод только 1 тыс. автотранспортных средств в первые три года реализации проекта приведет к снижению выбросов в атмосферу вредных веществ с выхлопными газами автотранспорта (приведенным к СО) на - 3,1 тыс. тонн. Не менее остро стоит проблема с финансированием автотранспорта. Перевод только муниципального транспорта на газ приведет к значительной экономии бюджетных средств, выделяемых на закупку жидкого моторного топлива ( до 50%). Несомненным следует признать и факт улучшения эксплуатационных показателей автомобиля. При работе на газе - срок службы моторного масла возрастает в 1,5 - 2 раза, моторесурс двигателя при работе на газе увеличивается в 1,5 раза, срок службы свечей зажигания увеличивается на 40%. За последнее десятилетие в работе топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России произошли серьезные негативные изменения, связанные в первую очередь с истощением запасов нефти, приведшие к резкому снижению ее добычи и переработки. Сочетание вышеперечисленных проблем, а также наличие технологии по переводу транспорта на газ, хорошей ресурсной базы, свободного доступа к источникам сырья, их территориальной близости к производственным мощностям и потребителям, наличие возможности использования существующей производственной инфраструктуры, поддержки законодательной и исполнительной власти РФ, создает благоприятную базу для перевода автомобильного транспорта на КПГ и расширение сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Реализация программы перевода автотранспорта региона опирается в первую очередь на возможность использования существующей производственной инфраструктуры в регионе. Основой сотрудничества должно стать взаимодействие с предприятиями региона, где должны производится комплектующие, имея в виду поставки от специализированных предприятий ЗАО "Автосистема" только основных агрегатов оборудования, удельный вес которых по стоимости в полном комплекте составляет 20 - 30 %. Остальная часть оборудования должна производиться по имеющейся документации на предприятиях региона. При этом в зависимости от величины планируемого для переоборудования автопарка, удельный вес продукции , производимой в регионе должен возрастать по мере развития программы. Работы по оказанию услуг проводятся полностью в регионе, за счет создания сервисных станций и пунктов. Рассматриваемые предложения направлены на реализацию программы, в результате которой будут проведены следующие работы: Оснащение автотранспорта газобаллонным оборудованием, в первую очередь муниципального транспорта - автобусов, коммунальных и специальных.. Строительство сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций АГНКС гаражного типа. Расчет делается именно на АГНКС малой мощности ( на 30 - 50 заправок в сутки) не требующих больших капиталовложений на подготовительные, строительные и монтажные работы. Создание сети сервисных станций и пунктов по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию ГБО. Ввод в эксплуатацию сети передвижных газозаправщиков (ПАГЗ). Использование ПАГЗ позволит на первом этапе более эффективно загрузить АГНКС, и снизить холостые пробеги на заправку. Формирование парка газобаллонных автомобилей, использующих КПГ, должно быть основано на анализе исходных данных о наличии и техническом состоянии транспортных средств в регионе. Расчет количества бензиновых и дизельных грузовых автомобилей и автобусов по области проводится исходя из экспертного анализа их удельного веса в общем парке автомобилей и автобусов области. В соответствии с предлагаемыми минимальными долями перевода на природный газ автопарка области, которые могут быть приняты в количестве 10-15% от базового парка региона, планируется возможный объем переоборудования автомобилей на газовое моторное топливо в целом по области в ближайшие три - четыре года, Развитие сети газовых заправок в регионе. Еще раз необходимо подчеркнуть, что основа программы - использование недорогих газозоправочных станций малой мощности, а не мощных АГНКС типа 500 или 250, которые строились в 80-х годах. Строительство таких станций обходилось в 1,5 - 2 млн. долл. США. Перевод автотранспорта на газомоторное топливо может рассчитывать на успех в том случае, если заправочные станции будут максимально приближены к потребителю, т.е. на первом этапе установлены АГНКС гаражного типа и передвижные ПАГЗ в черте города в зонах наиболее напряженных маршрутов. В соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии от 10 февраля 2000 г. № 7/2 "Об оптовых ценах на природный газ, используемый в качестве сырья на АГНКС" цены на природный газ, отпускаемого как газомоторное топливо для АГНКС, независимо от формы собственности этих станций, ниже цен на газ, используемого на промышленные нужды. Это позволяет расчитывать на то, что деятельность АГНКС по приготовлению и отпуску газа для автотранспорта будет рентабельна. Развитие сервисных услуг в регионе. В комплекс по реализации газа необходимо включать пункт по установке и сервисному обслуживанию автомобилей на ГМТ. Направления деятельности сервис-пункта является: работы по оборудованию автотранспорта; работа по ремонту и техническому обслуживанию газобаллонного оборудования (ТБО); обучение и инструктаж водителей для работы на автомобиле с ГБО. Проектом предполагается ежегодно переводить от 250 до 500 единиц автотранспорта на ГМТ и параллельно вводить в эксплуатацию АГНКС гаражного типа и передвижные автогазозаправочные станции (ПАГЗ). Для перевода автотранспорта на ГМТ необходимо создать производственные помещения площадью около 100 - 200 кв.м. Данных площадей будет достаточно для перевода 250- 500 машин в -год на ГМТ. Для обеспечения выполнения годовой программы достаточно иметь в регионе 2- 3 участка. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Для реализации вышеназванных мероприятий необходимо: проработка финансовой схемы реализации Программы; выбор автотранспортных предприятий и парка машин под переоборудование; разработка проектно-сметной документации; приобретение оборудования и техники; монтаж оборудования; подготовка открытых площадок для установки АГНКС гаражного типа и ПАГЗ; активизация маркетинговой деятельности по направлениям переоборудование автотранспорта на КПГ; сервисное обслуживание и ремонт ГБО (газобаллонное оборудование); обучение персонала, водителей автотранспорта, населения, использующего КПГ. В результате реализации программы будет достигнуто: Значительная экономия финансовых средств, в том числе бюджетных, при эксплуатации автотранспортных средств, работающих на газе; Снижение вредного воздействия отработавших газов на население; Погашение дефицита автомобильного топлива в регионе; Увеличение занятости населения за счет увеличения загрузки промышленных предприятий, оказания услуг при организации монтажа, обслуживания и ремонта оборудования.
|